?

Log in

No account? Create an account

в попу ли | аванти

das ist fantastisch

БСФ, том седьмой. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, "Трудно быть богом".
по понятным причинам мне трудно восстановить первое впечатление от этой книги во всех подробностях. но главное помню: она показалась мне непередаваемо настоящей. почему-то до тех пор ни в одной книге мне не приходилось так напряжённо и полно жить, как в этой. естественно, Румата на долгое время стал моим героем, а книга - своеобразным эталоном неподдельности.
после многих и многих прочтений это ощущение несколько притупилось, возможно, потому, что попадались и другие книги, не менее настоящие. но каждый раз, перечитывая ТББ, выносила из неё что-то новое или обращала внимание на какие-то ранее не замеченные подробности. в этот раз акцент для меня сместился вот на какую фразу: всё дорогое, что у нас есть, должно быть либо далеко на Земле, либо внутри нас.

а седьмой том совсем разваливается на отдельные страницы. нужно бы его отреставрировать, но не знаю, как за это дело взяться, чтобы окончательно не испортить.

метки да редки:

Комментарии

( 24 высказывания — высказаться )
rayskiy_sergei
31 июл, 2015 21:30 (UTC)
Почти полностью совпадаю с Вами в своём отношении к этой книге.

Edited at 2015-07-31 21:30 (UTC)
kachur_donald
31 июл, 2015 21:32 (UTC)
почему-то меня это не удивляет, Сергей Игоревич.
martinn
31 июл, 2015 22:44 (UTC)
В этом томе не только ТББ, ты лукавишь.
kachur_donald
1 авг, 2015 07:06 (UTC)
Мартин, никто и не утверждал, что только.
тем не менее, ТББ в седьмом томе, nicht war? продолжение в следующих сериях.
roxana_
31 июл, 2015 22:57 (UTC)
завидую. уже не могу перечитывать
kachur_donald
1 авг, 2015 07:07 (UTC)
вот Стругацких могу всегда.
supposedly_me
1 авг, 2015 02:22 (UTC)
у меня есть знакомая, которая занимается переплётным делом, но она живёт в питере
kachur_donald
1 авг, 2015 07:08 (UTC)
когда соберусь в Питер, возьму седьмой том
saarak
1 авг, 2015 03:22 (UTC)
Стругацких и Толкина я не могу обсуждать, примерно как верующий фанатик не обсуждает живописные качества иконы, перед которой каждодневно бьет поклоны.

И тут же, противореча себе: прежде ТББ я прочитал "Попытку к бегству", и мне показалось (и до сих пор кажется), что там было сказано то же, но жестче и концентрированней.

Edited at 2015-08-01 03:23 (UTC)
kachur_donald
1 авг, 2015 07:13 (UTC)
не совсем о том, пожалуй. у Антона всё время "мы", личный выбор его не добровольный, а под влиянием обстоятельств непреодолимой силы. есть даже спекуляции, что его спровоцировали.
Саул же выбирает осознанно.
saarak
1 авг, 2015 09:13 (UTC)
Сюжеты, конечно, разные...
kachur_donald
1 авг, 2015 09:15 (UTC)
как раз не в сюжете дело, а в подходе, по-моему
saarak
1 авг, 2015 09:37 (UTC)
Подход, на мой взгляд, один: не может нормальный человек иметь возможность, но не вмешаться. Отсюда - все наше Прогрессорство в дальнейших книгах АБС. При этом Саул сам же убедительно объясняет, что ничего они на самом деле сделать не могут.

И Саул (вместе с Антоном и Вадимом), и Румата не выдержали и нарушили инструкции (напомню: инструкция требовала немедленно покинуть Саулу при обнаружении аборигенов). Кстати, есть у стругацковедов идея, что Антон в обеих повестях - это один человек.
kachur_donald
1 авг, 2015 09:47 (UTC)
Саул изначально хотел спастись. а пришлось спасать, в результате он отправился домой - делать, что должен, и будь что будет.
Антон и компания пришли спасать, и оказалось, что спасать можно, только приняв законы спасаемого мира, став его частью, а не поплёвывая сверху. Каммерер потом продемонстрировал этот подход во всей красе.
в общем, это две разных проработки одной идеи, да. возможно, что Антон тот же самый, даже знаю, где он моложе.
saarak
1 авг, 2015 10:10 (UTC)
Не получается у нас спора:)
kachur_donald
1 авг, 2015 18:49 (UTC)
сплошной консенсус :)
dir_for_live
1 авг, 2015 06:47 (UTC)
Анизотропное шоссе...
"Благородный дон поражен в пятку!".
"Таков наш примар".
Эх, перечитаю в тыщщщщный раз!
kachur_donald
1 авг, 2015 07:14 (UTC)
да, пора, может.
saarak
1 авг, 2015 10:11 (UTC)
Насчет примара: прозрачная у них какая-то феня.
sleepy_squirrel
1 авг, 2015 19:40 (UTC)
ТББ для меня сровни Библии (да простится мне это).
Для меня это необсуждаемая книга. Что-то очень личное, что невозможно просто вынести на суд окружающих
kachur_donald
1 авг, 2015 19:41 (UTC)
кажется, понимаю, почему.
sleepy_squirrel
1 авг, 2015 20:05 (UTC)
Думаешь, из-за имени? Ну если и и так, то только маленькой частью
kachur_donald
1 авг, 2015 20:07 (UTC)
нет, про имя как раз не успела подумать. но эта книга - что-то вроде первой любви, извини за пафос.
sleepy_squirrel
1 авг, 2015 20:14 (UTC)
Никакого пафоса не уловила. Достаточно точные слова
( 24 высказывания — высказаться )