Category: наука

Category was added automatically. Read all entries about "наука".

задумчивость

парнас под орех

Орешек знанья твёрд, но всё же
мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
киножурнал "Хочу всё знать!"

Игорь Раздорски


Борис Гребенщиков
Collapse )

Анна Ахматова
Collapse )

Даниил Хармс
Collapse )

yulkar и русский народ
Collapse )

wieder_falsch и Данте Алигьери
Collapse )

treasurer_zero и Александр Вертинский
Collapse )

yulkar и Александр Пушкин
Collapse )

yulkar и Владимир Маяковский
Collapse )

nerca88 и Георгий Иванов
Collapse )

aikr и Александр Пушкин
Collapse )

kcmamu и Филипп Шкулёв
Collapse )

gingenius и Белла Ахмадулина
Collapse )

jukern и Андрей Вознесенский
Collapse )

chovandoz, Виктор Гюго и Эльга Линецкая
Collapse )

stran_nik и Евгений Клячкин
Collapse )

ещё?...
задумчивость

теоретическое

перечитываю Грегори Макдональда, там у него одна персонаж ругается "е равно эм це квадрат", вот точная цитата:
"– Е равно эм це квадрат! – Это была коронная фраза Кэрри. Для неё теория вероятности являла собой самую невероятную вещь на свете".
очень надеюсь, что в оригинале речь шла всё-таки о теории относительности, а ошибся переводчик.
  • Current Music
    Ундервуд - е равно эм це квадрат
  • Tags
карлос

разгон облаков

судя по всему, в шестидесятые годы советских писателей весьма занимала проблема повышения уровня Каспийского моря, может быть, это был социальный заказ, а может, и впрямь там всё слишком высохло. помнится, в детстве мне даже нравилась ни разу не фантастическая книга "Обсерватория в дюнах", написанная Валентиной Мухиной-Петринской, где вообще весь сюжет вертелся вокруг повышения этого самого уровня, а зато главная героиня прыгала с парашютом, но песня не о том.
перечитывая "Экипаж "Меконга", наткнулась на грандиозный проект:
Институт физики моря вёл подготовку к подъёму уровня Каспия. Это была грандиозная работа, но основывалась она на чрезвычайно простом расчёте: проливной дождь может дать 1,5 миллиметра осадков в минуту. Если такой ливень в течение года будет непрерывно низвергаться на участок моря длиной и шириной по тридцать километров, то к концу года уровень моря поднимется на три метра.
Воду для ливневания должно было "одолжить" Чёрное море - там предполагалось создать мощный ядерный реактор-кипятильник. Новый отечественный способ получения ядерной энергии позволял создать такую установку.
При термоядерных реакциях материя превращается в дикий хаос, в котором свободные ядра и электроны носятся с бешеной скоростью, развивая в веществе температуру в сотни миллионов градусов. Но, использовав идею, высказанную ещё в 1950 году Таммом и Сахаровым и несколько позже сформулированную академиком Курчатовым, можно изолировать плазму - электронно-ядерный газ, - придав ей локальную форму мощным магнитным полем. Новая отрасль науки - магнитогидродинамика - позволила приступить к решению этой проблемы.
Когда из глубины Чёрного моря взовьётся гигантский фонтан водяного пара, целая система направленных антенн заставит нескончаемое облако серой змеёй ползти над Кавказским хребтом. А каждый кубометр облака – целый грамм воды!
Дойдя до участка ливневания на Каспийском море, облако попадёт в зону мощного электростатического поля, и сконцентрированные водяные пары, потеряв тепло и превратившись в воду, ливнем обрушатся в море.


неужели действительно существовал такой проект и его собирались реализовать? или это выдумка Войскунского с Лукодьяновым?
особенно занимает меня вон та система направленных антенн, что погонит облака в нужное место. размеры предполагаемых энергозатрат и последствия для климата региона тоже не оставляют равнодушной, впрочем.
задумчивость

подавленное

взялась перечитывать "Экипаж "Меконга" Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова, на семьдесят четвёртой странице была озадачена вот каким утверждением академика Багбанлы о поверхностном натяжении: "Чай в этом стакане напряжён. Его поверхность и сверху и на границах с дном и стенками давит внутрь с силой более десяти тонн на квадратный сантиметр. Поэтому жидкости трудносжимаемы".
много думала, но физический смысл утверждения по-прежнему тёмен для меня. или это фантастическая составляющая романа?
почитай

das ist fantastisch

БСФ, том десятый. Антология фантастических рассказов.
Может быть...

Эрик Фрэнк Рассел. Пробный камень.
читая впервые, очень переживала за землян и была заинтригована, гадала, каких же слов они не должны произносить. финал как-то разочаровал.
теперь задумалась: а вот если бы земляне сказали "ниггер поганый" или "поганый ниггер", но, например, по-русски? или просто оказались вежливыми, а поганого ниггера только подумали? дурацкое испытание, по-моему, придумал старикашка Фрэйзер.
Уильям Моррисон. Мешок.
в детстве хотела познакомиться с таким мешком, даже придумывала для него правильные вопросы, записывала в нарочитый блокнот.
теперь рада оптимистическому финалу - старому мешку снова захотелось жить, а это уже немало.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона.
при первом прочтении до последнего надеялась, что Чарли Гордон останется умным. очень рассердилась на автора, когда так не вышло.
нынче думаю вполне банальную мысль: все мы немножечко элджерноны чарлигордоны.
Ллойд Биггл-младший. "Какая прелестная школа!".
в детстве немедленно возмечтала об удалённом обучении, особенно если можно смотреть уроки по собственному выбору.
сейчас думаю, что не очень важно, как именно организовывать процесс - были бы желание учиться и хорошие учителя.
Рэймонд Ф. Джоунс. Уровень шума.
ребёнком восхитилась тем, как здорово вынудили учёных открыть антигравитацию.
теперь по-прежнему считаю, что идея хорошая, но вот что было бы, если бы антигравитация оказалась в принципе невозможной и противоречила физическим законам? обидно, да?
Роберт Силверберг. Тихий вкрадчивый голос.
в детстве, разумеется, решила, что хорошо бы иметь такого подсказчика, только чтобы не отняли и не вернули всё назад. а сейчас передумала. "дурак с писаной торбой навсегда останется весёлым дураком".
Бертран Чандлер. Половина пары.
читая впервые, переживала за персонажей и оценила героизм жены, преодолевшей страх перед выходом в открытый космос. нынче как-то осталась равнодушной. вопрос приоритетов.
Гарри Гаррисон. Магазин игрушек.
и в детстве, и сейчас позабавилась изящным маркетинговым ходом, который придумали персонажи рассказа.
Фредерик Пол. Я - это другое дело.
разумеется, в детстве негодовала на персонажа, от лица которого ведётся повествование. сейчас думаю, что елси бы после убийства Лоренса Коннота он уничтожил все записи и убил себя об стену, это ничего бы не изменило. если формула абсолютного могущества была выведена однажды, что помешает вывести её снова?
Теодор Томас. Сломанная линейка.
в детстве была полностью согласна с автором: тех, кто не привязан к Земле, в космос выпускать не стоит.
теперь не очень согласна. вполне возможно, что в космосе любые привязанности будут только мешать, в том числе и эта.
если

за чёрную репку!

посадил чёрный-чёрный дед чёрную-чёрную репку. выросла чёрная-чёрная репка большая-пребольшая.
нет, не так.
ложечку за чёрную мышку, ложечку за чёрную Мурку, ложечку за чёрную Жучку, ложечку за чёрную внучку, ложечку за чёрную бабку, ложечку за чёрного дедку, ложечку за чёрную репку...
нет, не так.
а просто учёные профессоры Белобров-Попов написали детскую книгу.
тут за неё босопихание.
  • Current Music
    СиЛя - на Чёрную речку
  • Tags
почитай

das ist fantastisch

БСФ, том пятый. Антология фантастических рассказов.
Лино Алдани. Онирофильм.
при первом прочтении злилась на Софи Барлоу - она явно неверный вывод сделала из персонального онирофильма, а верным, по-моему, был бы такой: добро пожаловать в реальный мир. но посмотреть настоящий онирофильм я б тогда не отказалась.
сейчас удивляюсь, отчего потребителям те онирофильмы вообще были интересны. откуда рождённые в колбе и воспитанные на конвейере люди набрались хоть какого-то эмоционального багажа, чтобы оценить захватывающие сюжеты тех фильмов?
Кшиштоф Борунь. Восьмой круг ада.
в детстве негодовала на Модеста, который чудом угодил в прекрасный новый мир и так скверно себя вёл.
теперь, понятное дело, очень сочувствую несчастному монаху. странно, что он сохранил хоть какие-то остатки разума, побывав на космическом корабле и попав в будущее, в котором торжествуют отнюдь не те идеи, за которые Модест боролся.
Пьер Буль. Бесконечная ночь.
в детстве этот рассказ меня позабавил, но несколько утомил.
нынче только утомил, почти не позабавив. а вот нечего заговаривать на латыни с незнакомцами в тогах и нажимать на кнопки устройств неизвестного назначения.
Марсель Эме. Талоны на жизнь.
идея с талонами в детстве понравилась, хоть и непонятно было, как это работает. но поскольку главный герой был мне несимпатичен, рассказ как-то не произвёл впечатления.
сейчас всё больше умилялась, до чего главный герой похож на главного героя "Второго нашествия марсиан".
Вацлав Кайдош. Опыт.
и в детстве, и сейчас читала без удовольствия. зачем нужен такой пересказ "Фауста", так и не поняла.
Фридрих Дюрренматт. Операция "Вега".
пожалуй, с этого рассказа началось моё отвращение к политике и политикам. и никуда не делось со временем.
Сакё Комацу. Чёрная эмблема сакуры.
при первом чтении переживала за японского мальчика, счастливому финалу была рада ужасненько.
теперь-то не очень рада: в остальных реальностях счастливым финалом и не пахнет.
Синити Хоси. Когда придёт весна.
в детстве расстроилась за учёного, который жизнь положил на создание ракеты и так погорел со своей коммерцией.
сейчас поражаюсь, как мог учёный поверить в долг укладывающимся спать на зиму аборигенам, не уточнив предварительно, сколько времени эта самая зима длится.
почитай

das ist fantastisch

БСФ, том первый. Иван Ефремов, "Звёздные корабли".
в детстве книга вызвала ощущение громадных сверкающих перспектив, незамутнённую радость от того, что инопланетяне очень даже могут существовать и вполне вероятно, что побывали уже на нашей планете, предвкушение, как со дня на день сообщения, подтверждающие этот факт, будут опубликованы в прессе. кроме того, у меня появилась возможность хвастать сокровенным знанием количества химических элементов (на момент издания книги их было 92), а словарь мой обогатился роскошным словом "карапакс"*.
сейчас создалось впечатление, будто читаю серию идеологически выдержанных научно-популярных статей, написанных казённым тяжеловесным языком, о том, как полтора девятьсот землекопов в своё свободное время ради научного интереса могут найти даже иголку в стоге сена череп инопланетянина в Каркаринской котловине. зато словарь мой снова обогатился роскошным словом "карапакс"*.
что же касается количества химических элементов - сокровенным знанием поделиться не могу. примерно от ста двадцати до ста двадцати шести их нынче, если яндех нам не врёт.

_________________________________________
* проверяльщик орфографии не знает такого слова.
мастер

маленький Шрёдингер

- Пожалуйста... нарисуй котёнка...
Всё это было так таинственно и непостижимо, что я не посмел отказаться. Как ни нелепо это было здесь, в пустыне, на волосок от смерти, я всё-таки достал из кармана лист бумаги и вечное перо. Но тут же вспомнил, что учился-то я больше географии, истории, арифметике и правописанию, и сказал малышу (немножко даже сердито сказал), что не умею рисовать. Он ответил:
- Всё равно. Нарисуй котёнка.
Так как я никогда в жизни не рисовал котов, я повторил для него одну из двух старых картинок, которые я только и умею рисовать - удава снаружи. И очень изумился, когда малыш воскликнул:
- Нет, нет! Мне не надо слона в удаве! Удав слишком опасен, а слон слишком большой. У меня дома всё очень маленькое. Мне нужен котёнок. Нарисуй котёнка.
И я нарисовал.
- Нет, этот котёнок уже совсем хилый. Нарисуй другого.
Я нарисовал.
Мой новый друг мягко, снисходительно улыбнулся.
- Ты же сам видишь, - сказал он, - это не котёнок. Это большой кот. У него яйца...
Я опять нарисовал по-другому. Но он и от этого рисунка отказался:
- Этот слишком старый. Мне нужен такой котёнок, чтобы жил долго.
Тут я потерял терпение - ведь мне надо было поскорей разобрать мотор - и нацарапал ящик.
И сказал малышу:
- Вот тебе ящик. А в нём сидит такой котёнок, какого тебе хочется.
Но как же я удивился, когда мой строгий судья вдруг просиял:
- Вот это хорошо! Как ты думаешь, жив этот котёнок или мёртв?
у аппарата

простодырый тилипона

вчера вечером зазвонил мой домашний телефон и бодрым механическим голосом принялся агитировать меня за переход на оплату услуг связи с помощью электронных счетов, мотивируя это тем, что столько-то непечатных не напечатанных бумажных счетов убивают бобра спасают дерево. и это при том, что уже года полтора я бумажных счетов не получаю, вполне осознанно перейдя на вон те электронные.

в половине третьего часа ночи мне пришло смс следующего содержания: "Ваша банковская карта аннулирована! Срочно свяжитесь: 8(800)555-8311".
связываться, конечно, не стала: почерк не понравился. всё думаю, как бы призвать отправителя этого сообщения к порядку. пока не придумала.

и вот только что звонит мой мобильный телефон и говорит приятным женским голосом: здравствуйте, мы хотим к вам прийти, нас Collapse )
я (с невероятным облегчением): судя по всему, вы ошиблись номером.